Из него был сделан дом мороза ивановича

Содержание

Из него был сделан дом мороза ивановича

Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать наблюдательность.

Класс оформлен в виде зимнего леса. Сугробы снега, деревья стоят в снегу.

Звучит российская народная песня «Ой, ты, зимушка-зима».

– Как прекрасно тут! Какие деревья вы видите? Какой это лес? Почему?

Учитель. Поглядите, незапятанной белоснежной скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники лицезреют прекрасные узоры. Это – следы животных и птиц. Охотники могут читать эти узоры. Давайте тоже попробуем их прочитать.

– Вот ночкой тут прыгал кролик. Разглядите его следы. Он обдирал кору осинок. А вот видны следы лисицы. Они похожи на прекрасную цепочку.

По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси.

Много больших и маленьких животных, также птиц живет в тихом зимнем лесу.

– А это чьи следы? Куда они ведут? Что это показывается вдали? Ледяная избушка. Давайте зайдем и узнаем, кто там живет.

Мороз Иванович. Здрасти, ребята. Чтобы войти, для вас необходимо отгадать загадки. Они написаны на снежинках.

Мороз Иванович. Молодцы, вы отгадали загадки. Входите, гостями будете. Вы откуда?

Ребята. Мы ученики. класса, школы №. городка. А вы кто?

Мороз Иванович. Что, не угадали? Я Мороз Иванович. Лес охраняю. Кто знает обо мне стихи?

Учащиеся говорят стихотворение Некрасова «Не ветер неистовствует над бором».

Мороз Иванович. Спасибо. А на данный момент помогите старику: уберите в доме, приготовьте обед, взбейте перину.

Мороз Иванович. Какой стол накрыли! Садитесь, я для вас расскажу одну историю.

Мороз Иванович. Поведайте, какая Ленивица и какая Рукодельница. Почему их так окрестили?

Давайте попробуем очистить воду, как Рукодельница.

Мороз Иванович. А что еще необыкновенного вы увидели? Что происходит в природе, когда взбивается моя перина? Зачем я зеленоватую траву держу под снегом?

Мороз Иванович. Какой подарок получила Рукодельница? Почему? А какой Ленивица? Почему?

А вы желаете получить подарки от меня? Вы молодцы, посодействовали мне. Уважьте старика, поведайте, какие вы понимаете стихотворения о зиме.

Учащиеся говорят стихотворения: А. С. Пушкина «Опрятней престижного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; И. С. Никитина «Встреча зимы»; И. З. Сурикова «Детство», «Зима».

Мороз Иванович. Чтоб выйти из моей избушки, вы должны взять по снежинке и ответить на вопрос.

1) Кого у окошка считала Ленивица? ( м ух.)

3) «Едва спустилась Рукодельница к самому дну, глядит: перед ней. » ( п ечка.)

4) С чем был пирожок? ( с сахаром и изюмом.)

5) Чем вынимала Рукодельница пирожки? ( л опаткой.)

6) Какие яблоки росли на дереве? ( з олотые.)

7) Что ел Мороз Иванович? ( с нежные комочки.)

8) Сколько дней попросил послужить Мороз Иванович Рукодельницу? ( т ри.)

9) Из чего изготовлен дом Мороза Ивановича? ( и зо льда.)

10) Из чего перина Мороза Ивановича? ( и з снега.)

11) Что за диковина была у Мороза Ивановича? ( з еленая травка под периной.)

12) Какая вода в колодце? ( с туденая.)

13) Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? ( м ороженое.)

14) Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? ( с еребряных пятачков.)

15) Какой подарок получила Ленивица? ( с еребряный слиток и бриллиант.)

16) Из чего был подарок Ленивицы? ( и з ртути.)

17) Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? ( и ней.)

18) Как Мороз Иванович называл свой колодец? (Студенец.)

19) Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (Брильянтовую булавочку.)

20) Кто первый встретил Рукодельницу? ( п етух.)

ребята исполняют песню о зиме или прослушивают грамзапись.

Конспект урока литературного чтения «В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович

Муниципальное образовательное учреждение

«Павелецкая средняя общеобразовательная школа »

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему:

Составила: учитель Иевлева Светлана Александровна

Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характеристику героя по плану; развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас, развивать внимание, память, мышление, воображение; воспитывать интерес к литературному творчеству, умение слушать собеседника, способность анализировать свои и чужие поступки.

Первый столбик прочитайте грустно, второй радостно, третий торжественно.

Скороговорку говорим с ускорением в три захода.

ВНИМАТЕЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ ЗА ЦАПЛЕЙ СЛЕДИЛ,

Игра «Соедини антонимы» (у детей карточки со словами, они ищут пары).

Прочитай рассказ в картинках (две команды читают рассказ цепочкой).

Чтобы узнать героя нашего сегодняшнего произведения, надо разгадать кроссворд.

111

Маленький волшебный человечек (гном).

Герой, который убежал от дедушки и бабушки (колобок).

Житель сказочного города из сказки писателя Н. Носова (коротышка).

Пернатый певец из сказки Г. Х. Андерсен (соловей).

У нее было семеро детей, которых хотел съесть злой серый волк (коза).

Мальчик из деревни Простоквашино (Федор).

Для четвертого вопроса есть подсказка на доске:

Физкультминутка «Если весело живется».

Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. Его отец Фёдор происходил по прямой косильной лески от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых.

Мать Екатерина Алексеевна, из крепостных.

Чтение сказки цепочкой (словарная работа ведется в процессе чтения).

«Едва спустилась Рукодельница к самому дну, смотрит: перед ней…» (печка)

Чем вынимала Рукодельница пирожки? (лопаткой)

Сколько дней просил служить Мороз Иванович Рукодельницу? (три)

Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (изо льда)

Из чего перина Мороза Ивановича? (из снега)

Что за диковина была у Мороза Ивановича? (зеленая травка под периной)

Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (мороженое)

Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (серебряных пятачков)

Какой подарок получила Ленивица? (серебряный слиток и бриллиант)

Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? (иней)

Как Мороз Иванович называл свой колодец? (студенец)

Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (брильянтовую булавочку)

Кто первый встретил Рукодельницу? (петух)

Каким художник изобразил Мороза Ивановича?

Литературное чтение. 3 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Сост. Л. Ф. Климанова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009

Приглашаем на урок. 3 класс: русский язык, математика, чтение, окружающий мир: (конспекты уроков по программе «Школа России») / авт.-сост. Н. В. Лободина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010

Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2008

Образ Рукодельницы

Рукодельница из сказки «Мороз Иванович», ее сестра Ленивица и Мороз Иванович, вобравший в себя типаж Деда Мороза, являются основными сюжетообразующими героями сказки.

Мы в нашей статье последуем именно такому порядку.

Рукодельница, несмотря на детский возраст, является уже сформировавшимся светлым и деятельным человеком. Она умелая, чуткая и внимательная. Это. настоящая хозяйка. Автор перечисляет виды женской деятельности, в которых девочка является мастерицей, (Рукодельница трудолюбива и постоянно в работе):

Ей некогда скучать. Она, словно пчелка, создает вокруг себя уютный, ухоженный, приветливый мирок. Впрочем, девочка, пребывая в труде, вдобавок к этому успевает спрашивать, мило общаться с окружающими, исполнять их просьбы, интересоваться людьми.

К Властителю Зимы героиня сказки попадает случайно: она спускается в колодец, где он живет в надежде достать упавшее ведро. Находясь в трехдневном услужении у Мороза Ивановича (тот ставит такое условие), Рукодельница приветлива, расспрашивает старика, узнает о его житье-бытье. Хозяину ледяного дворца и его гостье действительно интересно общаться. Мороз Иванович замечает, что девочка умна.

Повелитель зимы ей рассказывает, как снежным покрывалом оберегает до весны зеленую травку; почему в жару находится в волшебном колодце; зачем зимой стучит в окошки домов.

Неудивительно, что Рукодельница «старика утешила» своей обходительностью, хозяйственностью, и тот по совести отблагодарил трудолюбивую, почтительную, добрую и скромную девушку. серебряными пятаками да булавкой с бриллиантиком.

Девочка Ленивица

Ленивица из сказки «Мороз Иванович» предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она. лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм «мух считать» стал общепринятой характеристикой бездельника.

Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков «с пылу, с жару». Она не желает «себя утомлять”, бросив их в свою котомку.

READ  Можно ли пенополиуретаном утеплить деревянный дом

Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:

Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки «Мороз Иванович» охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.

Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два «дара»: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.

О работе детей на уроке

Это произведение, по замыслу автора, действительно адаптировано для восприятия детьми младшего школьного возраста. Задача учителя заключается в том, чтобы ребенок, прочитавший ее, сделал это не формально, а осмыслив ее. Преподаватель планирует свое занятие так, чтобы в процессе обсуждения сказки в классе дети сформулировали ответы на следующие вопросы:

Также учитель мобилизует школьников, чтоб те составили цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс. это уже то время, когда ребята вполне в состоянии справиться с поставленной задачей).

Пример цитатного плана

Приведем возможный пример такого плана:

Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”. жили 2 девочки. Рукодельница и Ленивица.”

Волшебное приключение Рукодельницы: ”. тут с ней чудо случилось. ”

Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже. ”

Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка. ”

Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”. не ты для меня работала, а я тебе служил.”

Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте. ”

Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.

Образ Мороза Ивановича

Переходя к характеристике третьего основного героя сказки, заметим, что мы при характеристике двух маленьких совершенно разных героинь уже частично поведали читателям, какой Мороз Иванович в сказке. Впрочем, конечно, стоит подробней рассказать, как он выглядит и где живет.

Внешне Властитель зимы похож на седенького дедушку с окладистой бородой. Его любимое времяпровождение на досуге. сидеть на ледяной скамейке да пожевывать ледяные комочки (со стороны это, наверное, напоминает простое щелканье семечек).

Под его присмотром находится сон природы. Он заботится о грядущем урожае.

В общении он прост, вежлив. Слова грубого не скажет. Мороз Иванович щедр, но справедлив. За его кажущейся простотой скрывается мудрость и сила Повелителя вьюг и морозов. И конечно же, все будет так, как он рассудит.

Напевность

Сказка «Мороз Иванович» исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.

Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы. незлая ирония, осуждение, подтрунивание.

Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала. сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.

Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.

Волшебный сюжет

Талантливый писатель-сказочник Одоевский не подводит ожиданий читателя-ребенка. Сказка полюбилась народу, поскольку повествование соответствует крестьянской традиции. В трудовых семьях постепенно, по степени сложности, поручалось детям выполнять разную домашнюю работу. И в этом смысле “Мороз Иванович”. народная сказка, так как соответствует крестьянской традиции воспитания трудом. Она создает для детей яркие мотивирующие образы.

Рукодельница позитивна и удачлива. И даже когда ей выпадают нелегкие испытания, девочка своим вниманием к окружающим и заботой о них добивается того, что весь мир ей сочувствует и помогает. То, что необычные ожившие предметы. наливное яблочко и пирожок “с пылу, с жару”. становятся ее союзниками, определенно добавляет девочке вес в глазах детей. Успешное выполнение тестов доброго и справедливого Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. В то же время Ленивица во всем добивается обратного результата. Рождественский сюжет сказки не только волшебен, но и справедлив, поэтому обречен на успех.

Русский дух произведения

Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:

мороз, ивановича

Действительно, сказка «Мороз Иванович» (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра. сказки “Городок в табакерке”.

Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.

Свидригайлов и Раскольников

Встретившись с главным героем, Аркадий Иванович как-то однажды замечает ему, что оба они «одного поля ягоды». Раскольникову же Свидригайлов крайне неприятен. Родион чувствует даже некоторую растерянность, ощущая власть Аркадия Ивановича над собой, который очень многое понял про студента. Раскольникова пугает загадочность Свидригайлова.

Однако, несмотря на то, что Родион убил старуху-процентщицу, они вовсе не похожи друг на друга. Да, Родион выдвинул теорию о сверхлюдях, даже убил человека, проверяя свою теорию. Но в Свидригайлове как в кривом зеркале он увидел себя в дальнейшем, если бы продолжал жить по принципам своей идеи. И это раскрыло в Родионе человечность, подтолкнуло к раскаянию и пониманию всей глубины его падения.

Особенности личности персонажа

Свидригайлов изображен совершенным злодеем, павшим в бездну зла, утратив, вроде бы, всякие жалкие остатки совести. Он абсолютно не испытывает никаких сомнений, творя зло, не задумывается о последствиях, даже испытывает наслаждение от мучений окружающих его людей. Похотливый развратник, садист, он старается удовлетворять все свои низменные инстинкты, при этом не испытывая ни малейшего раскаяния в содеянном. Ему кажется, что так будет всегда.

Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Из многих второстепенных персонажей Аркадий Иванович Свидригайлова является наиболее ярким и важным для характеристики главного героя Раскольникова. Образ и характеристика Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» выписаны Достоевским довольно четко, живо, наиболее подробно. Данный персонаж настолько явно подчеркивает многие стороны характера главного героя, что весьма важно понять самую суть несимпатичного Аркадия Ивановича.

Достоевский Ф. М., словно художник, написал портрет Аркадия Ивановича четкими, яркими, сочными мазками широкой кистью. И хоть Свидригайлов не главный герой, однако его трудно забыть и невозможно пройти мимо.

Характер, его становление

Свидригайлов – дворянин, а это значит, что образование он получил достойное. Он около двух лет прослужил в кавалерии, затем, как он сам говорил, «шлялся», живя уже в Петербурге. Там же стал шулером, попал в тюрьму, откуда его спасла Марфа Петровна. Получается, что вся биография Аркадия Ивановича является его путем падения нравственного и этического. Свидригайлов циничен, любитель разврата, в чем сам же и признается даже с некоторой гордостью. У него отсутствует чувство благодарности: даже своей жене, спасшей его из тюрьмы, он заявляет прямо, что не собирается хранить ей верность и менять образ жизни ради нее.

Весь его жизненный путь отмечен преступлениями: из-за него покончили с собой его слуга Филипп и дочь слуги – обесчещенная Свидригайловым девочка. Наиболее вероятно, что и Марфа Петровна отравилась из-за развратника-мужа. Аркадий Иванович лжет, очерняя Дуню, сестру Раскольникова, клевещет на нее, а еще пытается девушку обесчестить. Всей своей распутной и бесчестной жизнью Свидригайлов постепенно убивает свою душу. И ладно бы он уничтожал все доброе в себе, Аркадий Иванович убивает все вокруг себя, все, к чему только прикасается.

Конец Аркадия Ивановича

Достоевский кроме владения писательским мастерством был наделен талантом психолога. Вот и здесь, описывая жизненный путь Свидригайлова – закоренелого злодея, останавливает его любовью, как это ни парадоксально. Аркадий Иванович, встретив Дуню, сначала пытается ее соблазнить. Когда же это ему не удается, он очерняет девушку в глазах окружающих. В итоге же с удивлением понимает, что полюбил ее по-настоящему. И это вот понимание истиной любви открывает в его душе все шлюзы, которые доселе не выпускали наружу ни совесть, ни раскаяние, ни понимание совершенных им злодеяний.

READ  Звездное небо на потолке своими руками

Он отпускает Дуню, с отчаянной горечью замечая:

А вот муки совести вызвали в нем воспоминания о содеянных злодеяниях. И эти воспоминания оказались непосильным бременем для совести. Свидригайлов покончил с собой.

Мороз Иванович О рукодельнице и ленивице

И в этом он оказался слабее Раскольникова, который не испугался, а сознался и раскаялся, не побоявшись жить дальше.

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературному чтению. 2 класс.

Ф. И. О. _

2 «_» класс дата рождения

Соедини лесками в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

  • Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». _
  • Из него был сделан дом Мороза Ивановича
  • Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _
  • Имя знаменитой няни А.С.Пушкина.
  • Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость.
  • В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. _
  • Другое название азбуки. _
  • Назови средство передвижения Бабы-Яги? _

Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий).

Спиши, соединяя части одного выражения.

Жара _. Речка Ребята

Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет, а уже побежали за мамой-курицей… А она не кормит их. ведь цыплята сами умеют есть…

Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.

Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.

Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Мороз Иванович (диафильм озвученный) 1973 г.

Кто сам умеет есть? Отмечай правильный ответ знаком «»

С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.

б) Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.

б) Тому, что птицы требуют, чтобы их кормили.

Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.

Ответы. Олимпиада по литературному чтению. 2 класс.

Соедини лесками в правильном порядке фамилии авторов и их произведения. 3 балла

  • Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». _ волк
  • Из него был сделан дом Мороза Ивановича льда, снега
  • Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. Чуковский
  • Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. Арина _
  • Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. чулан
  • В русских народных сказках она называется живой и мёртвой.
  • Другое название азбуки. алфавит
  • Назови средство передвижения Бабы-Яги? ступа_

Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов. 5 баллов

Олимпиада по чтению с ответами для 2 класса

Выбранный для просмотра документ олимп 2 класс.doc

Олимпиада по литературному чтению.

Соедини лесками в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». _

Из него был сделан дом Мороза Ивановича

Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _

Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. _

Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость.

В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. _

Другое название азбуки.

Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов, соединив стрелкой.

Попович Пух самолёт Бурка путешественница

Соедини стрелкой части одного выражения.

Найди рифмы к словам:(три рифмы на каждое слово)

Жара_ Речка_ Ребята_.

А) Волков бояться-

Б) Делу время-

В) Как аукнется.

Г) Слово не воробей. _

В названиях сказок Г.Х.Андерсена произошла путаница. Запиши правильные названия сказок

А) «Гадкий ток»_

Б) «Зеленая шейка»

В) «Стойкий оловянный сок»_

Г) «Принцесса на шине»

Назови автора этих произведений: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом» _

А) В золотой клубочек спрятался дубочек

Б) Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе.

В) В лесу кланяется, кланяется, а придет домой – растянется

Выбранный для просмотра документ ответы олимп 2 класс.doc

Олимпиада по литературному чтению. 2 класс. 20 17 год. МБОУ СОШ6

Соедини лесками в правильном порядке фамилии авторов и их произведения. (6 баллов) минус 1 балл,если два неверных соединения

К.Чуковский Крокодил Гена и его друзья

С.Михалков Федорино горе.

Э.Успенский Снежная королева

А.Пушкин Дядя Степа

Г.Х.Андерсен Конёк – горбунок

Тест. 1 балл за правильный ответ (максимум 7 баллов)

Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». волк_

Из него был сделан дом Мороза Ивановича лёд

Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. К.Чуковский _

Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. Арина Родионовна

Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. чулан

В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. вода

Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов, соединив стрелкой. 1 балл за правильный ответ (максимум 5 баллов) минус 1 балл,если два неверных соединения

Сивка Алёша Ковёр Лягушка Винни

Попович пух самолёт бурка путешественница

Соедини стрелкой части одного выражения. 1 балл за правильный ответ (6 баллов) минус 1 балл,если два неверных соединения

Упрямый, как черепаха.

Жить, как курица лапой.

Болтливый, как бык.

Найди рифмы к словам: 1 балл за каждое правильно подобранное слово(макс: 9 баллов)

Жара_ пора _Речка_ печка_ _ Ребята котята _.

Допиши пословицы.1 балл за правильную пословицу (4 балла)

А) Волков бояться- в лес не ходить

Б) Делу время- потехе час

В) Как аукнется. так и откликнется

Г) Слово не воробей. вылетит не поймаешь

В названиях сказок Г.Х.Андерсена произошла путаница. Запиши правильные названия сказок-по 1 баллу(4 балла)

А) «Гадкий ток» «Гадкий утенок» _

Б) «Зеленая шейка»_ «Серая шейка»

В) «Стойкий оловянный сок » «Стойкий оловянный солдатик»_

Г) «Принцесса на шине» «Принцесса на горошине»_

Назови автора этих произведений: «Стрекоза и муравей», «Мартышка и очки», «Свинья под дубом» _ Иван Андреевич Крылов _( 1 балл)

Отгадайте загадки. По 1 баллу (максимум 3 балла)

А) В золотой клубочек спрятался дубочек желудь

Б) Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. облака

В) В лесу кланяется, кланяется, а придет домой – растянется топор

Олимпиадные задания по литературному чтению для 3 класса

Данную разработку можно использовать для проведения школьной олимпиады по литературному чтению в 3 классе. Она включает в себя задания, направленные на знания авторов и их произведений, содержания произведений, а также различных художественных приёмов (сравнение, олиценворение, эпитеты и т.д.)

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературному чтению для 3 класса»

Ф. И. участника

. Соотнеси в таблице фамилии авторов и их произведения.

А) Крокодил Гена и его друзья Г) Дядя Степа

Б) Федорино горе. Д) Конёк – горбунок

В) Снежная королева Е) Сказка о рыбаке и рыбке

Из него был сделан дом Мороза Ивановича?

Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр.

Её больше всего боялся Железный Дровосек. _

Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. _

Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость.

В русских народных сказках она называется живой и мёртвой.

Другое название азбуки.

Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть? _

Назови средство передвижения Бабы-Яги. _

От кого убежала вся посуда?

Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар?

Как зовут пушкинского королевича, оживившего мёртвую царевну? _

Чьей дочкой была Золушка из известной сказки Шарля Перро?

Как зовут друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? _

. Прочитай стихотворение Э. Асадова «Пеликан». Подчеркни все строки со сравнениями.

Справка: Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.

. Запиши автора и название произведения, где герой в кого – то превращался или был заколдован. В каком произведении ….

Князь Гвидон превращался в комара, шмеля, муху.

. Прочитайте два четверостишия и выполните задания.

Н. Рубцов: Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.

А. Блок: Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны.

О каком времени года идет речь в текстах? _

_
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Объясните значение слов:
амбар — _
обоз —
подвода — _
вешние (звоны) — _.

Ответы и критерии оценки олимпиады по литературному чтению

. Соотнеси в таблице фамилии авторов и их произведения.

Розв’язання вправ та завдань до підручника «РОСІЙСЬКА МОВА» О. І. Самонової, В. І. Статівки, Т. М. Полякової 3 клас. 2014 рік

Наверняка всякий слышал про то, как ёжик на колючках таскает листья.

Листья — [л’ист’й’а], несёт. [н’ис’от], нечего — [н’эч’ива], тяжёлая — [т’ижолай’а].

READ  С чего начать отопление в частном доме

Стал ёж о корень тереться, сдирать листья. С боков-то содрал, хоть и разлохматил. А вот со спины — никак. Пыхтит от усердия, задними лапами поддаёт, а лист не слезает, да и баста.

Без дорог — дороги, лёг — (словарное слово, запомнить), снег — снега.

Гвоздь, утюг (проверочное слово — утюги), улов (проверочное слово — ловить), голубь (проверочное слово — голуби), юг (проверочное слово — с юга), любовь (проверочное слово — любви), завод (проверочное слово — заводы), ножка (проверочное слово — ноженька).

Пришла зима. Выдал снег. Возле дома большой сугроб. Дети слепили снеговика.

Чистили дорогу (сочетание оро, оло), огромный камень (словарное слово), подъёмных кранов (написание ъ после приставок), могучих машин (сочетани́е жи — ши пиши с и), сотня лошадей (проверочное слово — ло́шадь), простой селянин (проверочное слово — сёла), убрать камень, подкопал яму (проверочное слово — подко́п), рухнул в яму, подравнял землю (проверочное слово — подра́внивал), деревенский мужик (проверочное слово — дере́вня; жи — ши пиши с и), трудное дело.

Ты его не тревожь, ты его не буди. Ты и в гости зимою к нему не ходи.

1) Там, в лесу, живёт родня И медвежья вся семья. Он по клетке мечется, Грусть его не лечится. 2) Кто умеет так реветь? Кто медведя рассердил? 3) Лишь рассерженный медведь! Там раздолье и простор!

Него (сочетание ого, его), раздолье (разделительный ь), медвежья (разделительный ь), семья (разделительный ь), в вольере (разделительный ь), не сдаётся (что делает?), рвётся (что делает?), мечется (что делает?), не лечится (что делает?).

Уме́-ет — у|ме́|ет, мед-ве́дь — мед|ве́дь, рас-сер-ди́л — рас|сер|ди́л, воль-е́ре — воль|е́|ре, его́ — е|го́.

238.1) Медведь, бес, лес. 2).Раздолье, родня, медвежья. 3). Хочет, так, кто.

Земля (проверочное слово — зе́мли), листья (разделительный ь), чёрный (словарное слово́), ложка, лодка (проверочные слова — ложечка, лодочка), грустно (проверочное слово — грусть), праздник (словарное слово́), будто (словарное слово), сейчас (словарное слово́), пять, ночью (разделительный ь).

1) Будь другом, передай книгу. Принеси мне энциклопедию, если тебе не трудно. Максим, ты уж помоги Сергею с задачей. 2) Будьте добры, передайте за проезд. Если вас не затруднит, подвиньтесь, пожалуйста. Будьте любезны, помогите вынести коляску из трамвая.

Называйте собеседника по имени. Старайтесь в собеседнике увидеть положительные стороны. Говорите ему комплименты. Терпеливо и внимательно слушайте собеседника. Не перебивайте его.

Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Воспитанным нужно быть везде: в школе, дома, в транспорте, в театре. Будь внимателен к окружающим, и они ответят тебе тем же. Сначала думай, а потом делай. Поступай так, чтобы потом не было стыдно за сделанное.

Для кого устроили ребята праздник в лесу? Чем украшали ребята ёлку?

Обувь — обувать, смазка — смазать, дог — доги, пирог — пироги, вред — вредить, враг — враги.

Желток из яйца — яичный желток, каша с молоком — молочная каша, вода из реки — речная вода, варенье из земляники — земляничное варенье, дом из кирпичакирпичный дом, игрушка для ёлки — ёлочная игрушка.

1) Зацепить, говорить, мальчик. 2) Яблоко, маятник, ёжик. 3) Подъехал, лью.

Я лью воду в горшочки с цветами. Ты будешь лить воду в горшочки с цветами? Налей воду в горшочки с цветами.

Белое, Свитязь, Синевир, Шелеховское, Ялпуг.

Нарвать, нарисовать, нарушить, наряжаться, носить, носорог, ночник, нянчить.

Дом — жилище, квартира, хата, изба, терем.

Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные. По стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый. Холодно, а делать было нечего.

В нашем доме большая светлая гостиная. Посередине стоит круглый стол, вокруг стулья. На стене висит картин, на которой изображена ваза с фруктами. По вечерам и в выходные дни всей семьёй мы собираемся за столом.

Урок 31. Мороз Иванович.

– А теперь, – прибавил Мороз Иванович, – мне, старику, и отдохнуть пора. Приготовь-ка мне постель, да смотри взбей хорошенько перину. Рукодельница послушалась… Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звёздочками; солнышко на них сияло, и всё в доме блестело, как бриллианты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у неë, бедной, руки замёрзли и пальчики побелели.
– Ничего, – сказал Мороз Иванович, – только снегом пальцы потри, так согреются.
Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лёг спать на свою снежную постель. Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье приготовила, одежду у старика починила. Мороз Иванович проснулся. Он был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу.

Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:
– Спасибо тебе, умная ты девочка, и я у тебя в долгу не останусь. Вот тебе твоё ведёрко, а в ведёрко я всыпал целую горсть серебряных пятачков. Вот тебе на память бриллиантик. Рукодельница поблагодарила, приколола бриллиантик, взяла ведёрко, пошла опять к колодцу, ухватилась за верёвку и вышла на свет божий. Когда Рукодельница пришла домой и рассказала, что с ней было. Ленивице тоже захотелось пятачки и бриллиантик получить. Ленивица пошла к колодцу, схватилась за верёвку и прямо ко дну. Смотрит – перед ней печка, а в печке сидит румяный пирожок да приговаривает:
– Я совсем готов, подрумянился. Кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт!

Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете. Какие из них можно отнести к Рукодельнице, а какие – Ленивице.
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2. Будешь лениться – узнаешь голод. 3. Дерево узнают по плодам, а человека – по делам. 4. Доброе дело не горит и в воде не тонет. 5. Белые ручки чужие труды любят. 6. Труд кормит, а лень портит. 7. Пчёлка далеко за каплей летит.

Расположите предложения в нужной последовательности.
1. Рукодельница взбивала снег, чтобы мягче было спать.
2. Мороз Иванович попросил взбить перину.
3. Мороз Иванович остался доволен и поблагодарил Рукодельницу.
4. Вместо перины у старика лежал снег.

Урок литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка « Гуси. лебеди»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди». 2 класс Учитель начальных классов Росс Ирина Борисовна

РАЗМИНКА «Доскажи словечко» 1. Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». 2. Из него был сделан дом Мороза Ивановича. 3. Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. 4. Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. 5. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. 6. В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. 7. Другое название азбуки. волк лёд Корней Иванович Чуковский Арина Родионовна чулан вода букварь

РАЗМИНКА В названиях сказок Г.Х.Андерсена произошла путаница. Назови правильные названия сказок «Гадкий ток» «Зеленая шейка» «Стойкий оловянный сок» 4. «Принцесса на шине». «Гадкий утёнок» «Серая шейка» «Стойкий оловянный солдатик» «Принцесса на горошине»

ТЕСТ Как солдат оказался в доме старухи? 1. шёл мимо на побывку 2. позвала на помощь 3. попросился на ночлег 4. приехал в гости

ТЕСТ Кем прикинулась старуха? 1. глухой 2. немой 3. убогой 4. сиротой

ТЕСТ Где лежал инструмент, из которого солдат решил сварить кашу? 1. на полке 2. под лавкой 3. у печки 4. в сенях

ТЕСТ Из чего солдат решил сварить кашу? 1. репы 2. лука 3. топора 4. воды

ТЕСТ Какой была старуха? 1. добрая 2. жадная 3. красивая 4. умная

ТЕСТ Что солдат добавил в кашу? 1. соду 2. сахар 3. крахмал 4. масло

ТЕСТ С кем они ели кашу? 1. с соседом 2. вдвоём 3. старуха сама съела 4. солдат все сам съел

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Причитывать — причитать: плакать, приговаривать, жалуясь на что-нибудь. Кликать — громко звать. Кудель — пучок льна, приготовленный из пряжи. Веретено — приспособление для получения нити из шерсти. Устьице — отверстие в печи.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ. Какому виду сказок относится сказка, которую мы с вами сегодня читали? – Какие волшебные предметы в ней встречаются? – Какой троекратный повтор есть в сказке? – В чем главная мысль сказки? Чему она учит?